* Некоторое косноязычие русского варианта (© 2004) связано с желанием оставить перевод как можно ближе к оригинальному тексту. В квадратных скобках варианты. Поправки принимаются на мой e-mail. Оригинал на сайте АВВ. (По крайней мере он там был).

Абревиатуры:
SCC - Центральное Общество Собаководов Франции
ABB - Французская Ассоциация Бриаров
LOF - Французская племенная книга
FCI - Международная Кинологическая Федерация
CSAU - сертификат социализированной служебной собаки
CANT - сертификат пастушьей собаки

Michel MARTIN
TESTS de COMPORTEMENT
ТЕСТИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

[РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ]
Вот определение поведенческого теста, которое информирует нас о том, чему надо следовать:
Тест - это набор экспериментальных ситуаций, служащих стимуляцией поведения [стимуляцией показа особенностей поведения].
Речь идет, таким образом, действительно о наблюдении поведенческой реакции для анализирования и заключения о типе характера. Мы должны вначале наблюдать, затем анализировать и затем делать выводы.
Никому не придет в голову идея говорить, что он не любит своего соседа, потому что у него 10 за характер, или он терпит своего коллегу, потому что у него 12, или еще, что он ценит, что его дети встречаются с детьми его соседа (у которого однако, не больше 10), потому что они имеют 16. Я думаю, что скорее не применут сказать о соседе, что он немного услужлив, угрюм или упрям, о коллеге, что он скорее симпатичен, но не очень смел, а о детях соседа, что они хорошо воспитаны (несмотря на отца, который, я не могу сказать, действительно ... [нехороший]).
Ну, хорошо... Чтобы быть немного серьезнее, характер или поведение классифицируется не оценками, а действительно определениями, которые имеют смысл и понятны всем. Я не знаю, почему наши собаки ускользают от правила и измеряются, а не определяются. Это, разумеется, одна из наиболее грубых ошибок, что была совершена с тех пор, как существуют тесты.
Добавьте к этому недостаток или вообщее отсутствие связи, и вы легко поймете, почему тесты характера имеют столько плохого [для оцениваемых существ].

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТОВ
В специальной литературе упомянуто, что тесты, для того, чтобы быть надежными, должны быть стандартизированными, повторимыми, чувствительными, действенными.
- Стандартизация - унификация условий проведения теста и оценивания его. Пункт, который относительно легко соблюсти, если материальные условия и тестирующие [тестируемые] идентичны.
- Повторяемость означает, что, если тест применяют два раза подряд к одному и тому же субъекту, он должен давать идентичные результаты. Учитывая обучение или [приобретаемый жизненный опыт] тестируемого субъекта, этот пункт, вероятно, труднее соблюсти, откуда необходимость справедливости наблюдения и первоначальной интерпретации.
- Чувствительность - способность теста показывать различия. Это означает, что тест должен быть достаточно заостренным [щепетильным], чтобы не приводить к [равному] результату, каким бы ни был тестируемый субъект. Это означает также, что тестирующий должен располагать некоторой инициативой, чтобы моделировать содержание теста для того, чтобы подтверждать, если необходимо, свои наблюдения.
- Действенность теста означает, что он хорошо измеряет то, что предполагается измерить. Иными словами, это означает, что то, что ожидают от теста, должно быть вполне [знакомым] и [признаваемым] всеми теми, кто обременен прохождением теста и его вариантов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕСТОВ
Учитывая высказанные принципы и учитывая то, что я мог наблюдать на практике тестирования поведении или характера у бриаров уже долгие годы, в других породах или в других странах, как например Германия, я сказал бы, что, [в сущности, пригодных тестов не имеется, или они малоценны]. Я лично поставил бы под сомнение порядок этих тестов, роль интерпретации и взаимодействия, которую должны играть судьи. Еще один раз [настойчиво подчеркиваю, речь должна идти не о том], что "собака сделала тест более или менее хорошо", но, я это повторяю, о наблюдении, анализировании и заключение о типе характера собаки.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (communication) или "отсутствие его" (acommunication)
Во французском языке часто достаточно добавить к слову греческую отрицательную приставку, чтобы то приняло противоположный смысл. Итак, как это касается тестов характера бриаров, когда речь идет о взаимодействии или отсутствии взаимодействия?
К несчастью, в прошлом речь шла чаще об отсутствии контакта, чем о контакте!
Каждый знает, насколько этот пункт мог быть слабым в прошлом, я не настаиваю таким образом. Между тем, я все-таки хотел бы сообщить о наблюдениях, сделанных в течение последней национальной селекции: вид судьи, курящего или спокойно пьющего пиво перед очередными кандидатами (хозяином и собакой), говорит не только о полном отсутствия заботы о взаимодействии, но может быть уподобленно чистому и простому неуважению присутствующих лиц (хозяина и собаки).
Судьи, известные и работающие в среде бриаристов, [должны для всех быть без сомнения лицами, компетентными в собаках]. То, чего наиболее недоставало до сих пор в тестах характера, - это путеводная нить, позволяющая определять характер собаки в тесте. Отныне, абсолютно необходимо, чтобы каждый судья полностью осознавал свою роль и приспособился к [правилам, сути].

ХАРАКТЕР или исследуемые типы поведения
Поведение животных [определяется] как способ существования и образ действий вида в среде, где он живет, и в отношениях со своими соплеменниками (внутривидовые отношения), другими животными или человеком (межвидовые отношения). Поведение связано со внешними стимулами, которые приводят в действие эти функции, и со способностями к адаптации и обучению, которое позволяет измененять реакции и адаптацию. Интерпретация этого поведения позволяет сделать вывод о характере или типе собаки. Надо знать, что почти все проблемы поведения вызываны появлением поведения нормального, усиленного хозяином в благоприятных условиях [при попустительстве хозяина]. Например, агрессивное поведение по отношению к владельцам начинается часто в течение физических игр (нормальное поведение), которые хозяин не контролирует, или, в течение первого столкновения, в котором владелец подчиняется (проблема иерархии).
Следующая таблица пытается показать отношение между различными типами собак и глобально ожидаемые поведения:

ТИПЫ СОБАК
Главные поведенческие характеристики

Боязливый
Обобщенно этот тип собаки реагирует бегством на тревожащий ее стимул. Предварительные [признаки отступления] проявляются чаще всего опущенной головой, убегающим взглядом, сложенными ушами, дрожью, чуть виляющим, или поджатым хвостом, общей [подавленностью]. В случае невозможности бегства, эта собака кажется робкой, взволнованной, хвост между ног, задыхающейся, иногда с беспокойной слюной, дрожащей, тревожной, часто обороняющейся. Риск агрессивной тревоги, эта форма агрессивности начинается, когда собака приближена, прижата или тронута неизвестным.
Агрессивный
Обобщенно, этот тип собаки отличается сильной тенденцией первой начинать бой. Агрессивность часто скрытая, опасная отвечающей на наименьшую возбудимость, и может предшествоваться или обнаруживаться грохотом угрозы. Она проявляется так. Собака выглядит чрезмерно возбужденной, нервозной, раздражительной, голова выставлена вперед, взгляд направлен к чему-то одному или к цели, прямые и неподвижные уши, хвост поднят, подняты верхние губы, обнаруживающие зубы, шея напряжена.
Отличают межвидовую агрессивность (в случае, который нас интересует - между собакой и человеком), связанную в большинстве ситуаций с плохо установленной иерархией и чрезмерную внутривидовую агрессивность, особенно между кобелями, приводящую к агрессивному поведению без воспрещения. (В нормальном случае в поиске естественного доминирования, когда один из враждующих проявляет знаки подчинения, бой должен останавливаться четко. Это не является случаем вышеупомянутой агрессивности).
Плохо социализированный
Эти собаки [непредсказуемы], иногда агрессивны, иногда боязливы. Первичная социализация (первые 7 недель щенка) достаточно удачно приводит к стабильному поведению. Вторичная социализация, которую чаще называют воспитанием, намного труднее реализуема и менее устойчива. Отсутствие повиновения достоверно характеризует чаще всего этот тип собак, или, в некоторых случаях, [связано с зависимостью собаки от хозяина, слишком сильно присутствующей, влекущей за собой трудные межвидовые отношения].
Кусающийся
Укус - это устный ответ на близкий стресс. Можно отличать типы укуса: рефлексивный укус в ответ на быстрое движение, укус, связанный с проблемам пространства (расстояние недостаточно для бегства), укус, связанный с иерархическими отношениями. Укус может следовать таким образом из случайных обстоятельств, перманентность или частое повторение характеризует собаку кусаку.
Лающий
Встречается чаще у пассивных собак. Лай имеет, в общем, воинственную составляющую и, к несчастью, часто усилен владельцем, который поощряет свою собаку. Лай встречается также в случаях [лишения] свободы (компенсирующая деятельность).
Вялый
Собаки без энергии, balourd [тупые?], позволяют манипулировать собой без реагирования, признаки часто схожи с подчинением.
Доминантный
Демонстрации чрезмерного доминирования признают по взгляду, ориентированному и зафиксированному на доминанте, поднятые уши, поднятая верхняя губа, показывающая зубы, собака высоко несет голову, хвост горизонтален или поднят, все тело напряжено, эррекция (трудно обнаружить у бриара!), часто ворчание или рычание. Собака, пристегнутая на свой поводок, - пример случая доминирования (большую часть времени свободная) собаки [над?] своим сопровождающим.
Cдержанный/подчиненный
Признaки пассивного подчинения: сложенные уши, [decubitus] боковой, хвост между ногами, в некоторых обстоятельствах: подставление живота, взгляд, убегающий, отклоняющийся, уши уложенны назад, голова несется низко, хвост несется низко, иногда мочеиспускание. Собака [domine] может быть принуждена к кусанию, когда она боится. Когда собака нормально остается одна с неизвестным, но боится перед своим хозяином и ведет себя как сдержанная, дело в том, что она была чересчур или глупо наказана, а не потому, что она робкая.
Уравновешенный, спокойный
Этот тип характеризует собаку со здоровыми реакциями, общительную, управляемую, послушную, признающую авторитет со сдержанным отношением к чужим, стабильную. Дружеский прием: голова поднята, хвост немного подвижен.
Динамичный, живой
Внимательная, бдительная, выносливая, радостная собака, в состоянии защищаться, показывает контролируемое и желательное поведение. Динамизм проявляется часто как приглашение к игре: передние конечности на локтях, изогнутая шея, верхушка морды повернута вверх, поднятые уши (или сложенные), боковые движения хвоста. Можно говорить об этой собаке, что она "имеет сок".




ДАННЫЕ СТАНДАРТА
Вышеупомянутая картина не претендует на исчерпывающее описание ни всех возможных типов характера, ни всех, связанных с ними, поведенческих характеристик. Единственное намерение - быть достаточно полным и точным, чтобы позволить анализировать и оценивать большинство ситуаций. Эта картина кажется достаточной, чтобы найти ожидаемые ответы, и чтобы определить, отвечает ли бриар требованиям стандарта или нет. Действительно, стандарт нам говорит, что бриар должен быть сельской, гибкой, мускулистой и пропорциональной собакой, с живыми и бодрыми движениями [манерами]. Легко в этом случае, отталкиваясь от таблиц, определять типы собак, соответствующих стандарту. Мы возвратимся туда позже, в предложениях по котировке.

ТЕСТЫ
Как я сказал раньше, мое намерение не состоит в том, чтобы потрясать все существующие или уже использующиеся тесты. Изменения должны [быть в действиях судей и в порядке, в котором эти тесты могут быть выполненны].
Первая встреча, прием. Все начинается здесь. (*Имеется ввиду утро дня выставки, когда на ограниченный участок прибывают владельцы со своими собаками, они общаются, судьи находятся тут же и уже ведут наблюдения).
Нет потребности быть тонким психологом, чтобы заметить стресс, в котором прибывает большинство хозяев на тестах характера. Достаточно также послушать их, чтобы отдавать себе в этом отчет. Никто в состоянии паники не может иметь максимальные достижения, и, даже если цель тестов состоит в том, чтобы определить поведенческие факторы собаки, очевидно, что поведение хозяина может иметь последствия для поведении собаки. В результате, прием крайне важен и во многом обуславливает продолжение.
Принимать - это прежде всего объяснять. Объяснять, каким [будет ход последовательных действий в процессе тестирования] (новый ход, конечно, тот, который состоит в том, чтобы наблюдать, анализировать и оценивать, а не бывший, который состоял в том, чтобы рассчитывать).
Прием, даже, если он не тест сам по себе, - также важнейший момент наблюдения. Там уже можно увидеть многие [особенности] собаки, и там можно найти также много сведений об условиях воспитания и жизни бриара, просто слушая высказывания владельца и задавая некоторые разумные вопросы.
Я полагаю, что мы все также [имеем предубеждения как заводчики,] относительно оптимальных условий воспитания щенка, и как владельцы - в вопросе о воспитании с более юного возраста. Поэтому я думаю, что судье необходим советник в увиденных наблюдениях, для возможных предупредительных или коррективных мер, если наблюдаются отклонения. На всем протяжении тестов общение будет играть таким образом важную роль, по этой причине в нижеследующих предложениях попытаемся сформулировать точную цель каждого из тестов, которую судья должен приспособить к себе и передать лицу, которое сопровождает собаку до упражнения.

Тест 1: поведение на поводке с хозяином и игра.
Цель:
Цель двойная: сначала расслабиться, затем наблюдать взаимоотношения [кто от кого зависит], которые существуют между хозяином (или проводником) и собакой.
Внимание: никоим образом речь не идет о том, чтобы отмечать, делает ли собака [рывки] на поводке, но этот тест, аппелируя к приобретенному опыту, будет информировать о существующих отношениях и будет решающим для оценки поведения в других упражнениях.
Развитие:
Хозяин ведëт [как он еë понимает или как с ним условлено] свою собаку, прося еë за ним следовать у ноги и приказывая ей assoire время от времени.
Затем хозяин будет пытаться активизировать свою собаку, предлагая ей играть с предметом или в догонялки, и поощряя собаку к игре.
Наблюдения которые надо делать:
- Существующая иерархия
- Динамизм собаки
- Степень воспитания собаки

Тест 2: измерения
Предварительное наблюдение: этот тест, в процессе которого измеряется собака, есть единственный статический тест.
Все другие тесты, которые я предлагаю, есть динамичные тесты; требуется понимать, что собака может быть тестированна только в движении. Движение - действительно единственное средство освободиться от межиндивидуальной дистанции, называемой еще дистанцией бегства. Движение, таким образом, - единственный способ наблюдать собаку в состоянии, близком к естественному, любое принуждение в статическом положении могло бы привести к естественной реакции напряженной собаки, даже агрессивной, которая могла бы быть уподобленна склонности к агрессивности, в то время как ничего этого нет.
Цель:
В перспективе теста, цели состоит в том, чтобы анализировать поведение собаки по отношению к тактильным манипуляциям.
Развитие:
Производятся различные необходимые измерения и также близкое окружение собаки всеми тестирующими судьями.
Наблюдения которые надо делать:
- Страх собаки
- Реакция паники
- Способность к компенсации и ее время
- Потенциальная агрессивность по отношению к опасности
- Подчинение или доминирование

Тест 3: поведение с неизвестным
Цель:
Определять реакции собаки на неизвестное лицо (первое тестовое положение межвидовой социализации) и степень зависимости от хозяина, которая могла бы существовать.
Развитие:
Тестирующий берет собаку без чрезмерного принуждения и грубости, ведëт собаку и пробует получить ответ на простые команды.
Наблюдения которые надо делать:
- Страх собаки к незнакомому
- Существующая зависимость от хозяина
- Потенциальная агрессивность собаки
- Степень социализации

тест 3: поведение с незнакомым (Ботэ, фр.сел 2006), фoтo: Прохорова, 500x450p, 40kb  тест 3: поведение с незнакомым (Дaрси, фр.сел 2006), фoтo: Зaхaрoвa, 500x300p, 40kb  тест 4: зонт - фр.вариант 2006 (Ботэ), фoтo: Захарова, 450x300p, 39kb


Тест 4: визуальные и слуховые пробы
Цель:
Определять реакции собаки по отношению к визуальным или слуховым [раздражителям].
Развитие:
Хозяин ведëт свою собаку по трассе, где будут производиться визуальные стимуляции (полощущийся флаг, открывающийся зонтик, [плоский] лист алюминия или зеркало) и слуховые стимуляции (сотрясаемые бидоны или коробки, полные камней, трясущийся лист алюминия, шум колокола, проход сквозь пластиковый чехол).
Наблюдения которые надо делать:
- Страх собаки
- Реакция паники
- Способность к компенсации и ее время
- Потенциальная агрессивность по отношению к опасности

Тест 5: выстрелы
Цель:
Наблюдение реакции бриара по отношению к сильной слуховой стимуляции.
Развитие:
Собаке приказывается двигаться на поводке, [производятся] два выстрела, отделëнных промежутком в несколько секунд.
Наблюдения которые надо делать:
- Страх собаки
- Реакция паники
- Способность к компенсации и ее время
- Потенциальная агрессивность по отношению к опасности
Внимание, важно, чтобы собака была в движении до, во время и главным образом после теста, чтобы избежать любой блокировки.

Тест 6: динамичная угроза
Цель:
Оценить уверенность собаки и определить ее способность играть оборонительную роль при угрозе хозяину.
Развитие:
Тест должен делаться также в движении. Помощник бегом обгоняет пару хозяин и собака (сбоку от собаки), немного [волнуясь]. Он поворачивается приблизительно через 5 метров впереди собаки, чтобы быть к ней лицом, и неистово машет палкой, отступая, в то время как собака и хозяин продолжают двигаться вперед.
Наблюдения которые надо делать:
- Осознание угрозы собакой
- Реакция страха или паника
- Реакция агрессивности
- Время компенсации [после] окончания теста

Тест 7: пересечение собак
Цель:
Наблюдать возможную внутривидовую агрессивность.
Развитие:
Двигаться с собакой среди других собак, которых также водят на поводке.
Наблюдения которые надо делать:
- Подчинение или доминирование
- Агрессивные реакции

Оценка каждого теста
Лист предложенной котировки включает три части.
- Выписка наблюдений, сделанных в течение каждого из тестов и интерпретации этих наблюдений.
- Поведенческая таблица.
- Окончательная оценка, следующая из пяти уровней, которые смогут быть переведены в пункты, если этого потребует SCC.

A) Выписка и интерпретация наблюдений.
Тестирующие судьи отмечают свои наблюдения в течение теста и интерпретируют их затем.

Б) Поведенческая таблица.
Поведенческая таблица - вспомогательное средство для решения, она дает профиль собаки относительно ее характера.
По шкале от 1 до 5 судьи оценят уровень бриара для каждого процитированного параметра.

таблица1


Dynamisme: динамизм
Socialisation: социализация
Temps de recuperation: время компенсации
Absence agressivite interspecifique:    отсутствие межвидовой агрессивности
Absence agressivite intraspecifique:    отсутствие внутривидовой агрессивности
Reactivite face a une menace: реакция на угрозу
Absence peur: отсутствие страха
Equilibre general: общая уравновешенность
Contact avec etranger: контакт с незнакомцем
таблица 1

Пример 1.
Поведенческий профиль собаки в целом хорошо уравновешенной, получившей некоторое воспитание, без очевидной агрессивности, но с нехваткой динамизма и реактивности. Превосходная собака для семьи.
таблица 3

Пример 2.
Поведенческий профиль собаки без агрессивности, полная нехватка доверия [к ней, что проявляется очевидным трусливым поведением при различных [ситуациях] и при близости незнакомых лиц в ее обычном кругу].
таблица 4 Пример 3.
Поведенческий профиль динамичной собаки, получившей сильное воспитание, позволяющее ей противостоять любым [ситуациям] и находящей там интерес. Между тем, эта уверенность в себе ведет к некоторому доминирующему поведению. Идеальная собака для ринга.


Конечно, эти примеры не тянут на реальность, они были представлены, чтобы показать возможное использование такой номограммы, которую можно [охватить одним взглядом, которая может помочь с окончательной оценкой собаки и, расположив все таблицы рядом, позволить быстро определить общие тенденции представленного поголовья собак, например, совокупность протестированных собак на региональной селекции]. Выбранные критерии могут быть замененны или дополненны другими, которые выявили бы [больше правды].

C) Окончательная оценка
Чтобы оставить связь с [сказанным] до сих пор, я внушаю, чтобы окончательная оценка бриара делалась не пунктами, а классифицировалась уровнями. Я предлагаю 5 уровней оценки.
- Отлично
- Очень хорошо
- Хорошо
- Недостаточно
- Невыносимо
Эти определения мало удалены от тех, которые используются в оценке морфологии.
Если обратиться к математической модели, то существует сильная вероятность, что представленные образцы собак (несколько десятков собак) имели бы распределение, которое следуя нормальному закону, представляет классическую кривую Гаусса. Большинство собак будут располагаться [точками посередине, концы кривой] - особенные случаи.

график
Нормальное распределение представленных образцов.

По вертикали - количество собак, по горизонтали - оценки.


Между тем вероятно, что в обстоятельствах, в которых сделаны тесты, эта кривая будет сдвинута к правой стороне по двум главным основаниям:
- первое, вызванное отбором представленных субъектов. Большинство протестированных собак рискует принадлежать лицам, имеющим особенную заинтерессованность в селекции или в представлении их собаки. В силу этого, эти собаки в большей части представят поведения, рекомендующиеся во многих ситуациях [приобретенных].
- второе, связанное со сроком, ограничивающим наблюдение, который не оставляет времени для [более глубокого экзамена], в особенности для потенциальной опасности агрессивности.

Нижеследующие определения - подход к возможным характеристикам, представляющим каждый уровень.
Уровень 1: Невыносимо.
- Собака, показывающая сильный уровень агрессивности либо по отношению к другим собакам, либо по отношению к людям.
- Или, настолько боязливая собака, что оказывается невозможным к ней приблизиться, [единственным выходом из ситуации для этой собаки является бегство]. Никакой [компенсаторной] способности.
Уровень 2: Недостаточно.
- Собака, показывающая очевидные тенденции агрессивности по отношению к другим собакам или по отношению к людям.
- Или, очевидно боязливая собака, которой не хватает уверенности и которая неспособна противостоять непривычным внешним стимулам [раздражителям].
- Или отсутствие социализации, из-за чего собака с трудом контролируема и непредсказуема. Эта собака сильно рискует соответствовать собаке, живущей до сих пор в крайне ограниченной среде.
Уровень 3: Хорошо.
- Собака глобально уравновешенная, не показывающая очевидных признаков агрессивности, явно немного боязливая или имеющая правильное время возмещения.
- Или, собака, которой не хватает интереса к всему тому, что происходит вокруг нее, остающаяся безразличная и вялой, какими бы ни были обстоятельства.
- Или, когда сдержанный субъект не осмеливается [проявить малейшую инициативу]. Этот тип собаки может прогрессировать вполне при соответствующем воспитании, которое бы обеспечило большую активность и интерес к тому, что его окружает.
Уровень 4: Очень хорошо.
- Хорошо уравновешенная, но довольно спокойная собака, действительно отвечающая на внешние просьбы здоровым поведением, управляемая собака, имеющая явные склонности к послушанию и к повиновению, признающая авторитет. Этот тип собаки прекрасно подходит большинству владельцев, которые ищут надежную собаку с контролируемыми и предсказуемыми реакциями.
Уровень 5: Отлично.
- Совершенно уравновешенная, внимательная и бдительная собака, представляющая интерес к всему тому, что происходит вокруг нее. Веселая и радостная, эта собака доказывает очевидный динамизм. Этот тип собаки может вполне интересовать лиц, предназначающих их бриаров для работы или желающих иметь собаку, способную следовать за ними в [дисциплинах спортивных, или требующих выносливости и терпеливости].


Селекция
Цель селекции, состоит в том, чтобы оставить субъекты, представляющие разыскиваемые характеристики в соответствии с данным стандартом и способные поддерживать породу в желательном состоянии или улучшать в некоторых случаях это состояние. Оценки [оставляемых] в течение отбора [собак] должны соответствовать уровням очень хорошо и отлично.
Собака класса "хорошо", тем не менее, не плохая собака, и каждый судья будет стараться расточать заинтерессованному владельцу все разумные советы, которые позволили бы ему изменить своего бриара.
Надлежит также судье объяснять любому владельцу собаки класса "недостаточно" или "невыносимо" основания этой классификации и предоставлять ему вероятные рекомендации о предупредительных мерах, в особенности, в случае агрессивной собаки.

Заключение.
Это исследование не имеет никакой претензии на будущие ссылки в вопросе о тестировании характера или поведения. Единственное намерение состоит в том, чтобы попытаться открыть новый старт в установке и, главным образом, анализе тестов. Оно может служить рабочим основанием в комиссии пользовательских бриаров и должно быть обогащенно по-всякому опытом каждого и сделанными наблюдениями в течение ближайших Региональных или Национальных селекций.

Главные информационные источники: минуты семинаров по поведению и тестам характера в Германии, 25 лет слушания, наблюдения, молчания и воспитания великолепной и благородной собаки, которую называют Бриарская Овчарка.
(В память о моем слишком быстро исчезнувшем друге Michel MOSSAY).


Michel MARTIN
на Бриар.RU